Городские истории: названия, с которыми нельзя ошибиться
В рамках нового строительства девелоперам почти никогда не удается добиться переименования уже существующих улиц, бульваров и площадей. Зато для вновь появляющихся они часто сами выбирают названия. Чем может быть обоснован выбор и за кем остается решающее слово?
Компания «Железно», занимающаяся в Перми реализацией проекта «Камаполис», вышла с любопытной инициативой*. В ходе создания микрогорода, состоящего из нескольких кварталов, появятся три новые улицы и сквер, и застройщик начал поиск названий для них, обратившись за советом к известной писательнице и историку Светлане Федотовой. А она не только предложила несколько вариантов новых адресов, но и рекомендовала переименовать остановку общественного транспорта и несколько улиц, в границах которых развернулось строительство. Сейчас их названия (улица Лесозаводская, улица Рыбокоптильная, остановка Мясокомбинат) не отражают не только будущее, но даже настоящее района, бывшего когда-то промышленным — ведь все эти предприятия давно исчезли с карты города.
Инициативу застройщика поддержали значимые для города организации образования, культуры, науки, промышленности, в том числе Пермский государственный классический университет, Пермский краеведческий музей, Пермская государственная художественная галерея, Пермское отделение Российского географического общества, компания «Лукойл». На сегодня процесс согласования и сбора материалов для переименования улиц завершен, пакет документов передан в Общественный совет по топонимике Перми.
Если инициатива компании «Железно» будет одобрена властями, девелопер станет, может, не самым первым, но точно одним из очень и очень немногих, кому удалось добиться переименования существующих улиц в составе ведущейся жилой застройки. И тогда в «Камаполисе» появятся новые улицы Максимовича, Теплоухова, Серебренникова, улица Сухобрус будете переименована в улицу Чудинова, Рыбокоптильная — в улицу Живописцев, Лесозаводская — в улицу Преображенского и так далее. «Улицы, названные в честь тех, кто прославил Пермский край, установят связь прекрасного будущего с легендарным прошлым», — уверен генеральный директор компании «Железно» Юрий Захаров.
История и правда интересная, а главное — редкая. Переименование улиц по инициативе властей — это да. Вспомнить хотя бы масштабный процесс 1990-1993 годов, в ходе которого по решению президиума Моссовета более 150 улиц, переулков, площадей, а также ряд станций метро столицы получили обратно свои исторические или просто другие названия. Впрочем, подобную практику не назовешь не только общероссийской, но и вообще распространенной, и, по мнению руководителя проектов Citymakers Александра Зальцмана, — к сожалению. «Задача переименования улиц сохраняет свою значимость в центрах городов, рассчитывающих на рост туризма. Фигура того же Карла Либкнехта, равно как и Калинина, и других активистов и деятелей ранней советской политики или науки, не ассоциируются с гостеприимством, с духом места. Возвращение исторических названий улиц в городских центрах может помочь городам показать свою идентичность и историческую ценность», — считает эксперт.
Продиктованная различными соображениями, но не узаконенная «самодеятельность» — тоже вариант, Москве хорошо известный. Например, в 2010 году по единоличному решению Василия Бойко-Великого на здании офиса группы компаний «Вашъ финансовый попечитель» вместо «улица Большая Декабрьская» появилось «улица Большая Ваганьковская», а в 2012 году стараниями протоиерея Димитрия Смирнова стену храма святителя Митрофана Воронежского на 2-й Хуторской улице украсила табличка «улица Царская, 40».
Но чтобы девелопер сам задумал переименование, сам обосновал, заручился мощной поддержкой, собрал необходимые документы, направил их во властные структуры и добился положительного результата — большая редкость. Точнее, редкость — не столько течение, сколько финал подобных историй, и рассказ экс-руководителя пресс-службы МФТИ-Физтех Маши Лукиной это только подтверждает.
Маша Лукина
экс-руководитель пресс-службы МФТИ-Физтех
«2019 год, я на тот момент возглавляла пресс-службу Физтеха. Перед нами стояли амбициозные цели по популяризации науки и института в целом. Как один из способов привлечь внимание населения, мы решили подать заявку на переименование железнодорожной станции «Новодачная», от которой к институту ездили и студенты, и преподаватели, в станцию «Физтех». Ректор идею поддержал, мол, действуйте, и мы пошли обивать пороги различных организаций. Все, кто знал об этой инициативе, говорили нам, что у нас ничего не получится. К сожалению, так и вышло: все наши обращения легли в столы разных начальников, и переименования не произошло. И вот в 2023 году, когда я уже давно не работаю на Физтехе, в новостях появляется сюжет, что в Москве открыта конечная станция Люблинско-Дмитровской линии — «Физтех», самая северная станция Московского метрополитена».
Что же касается не пере-, а просто именования улиц, этим в столице занимается институт Генплана и Городская межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов Москвы, поясняет Александр Зальцман.
Александр Зальцман
руководитель проектов Citymakers
«В редких случаях удается связать названия новых улиц с концепцией развития городской территории (например, так получилось сделать Citymakers и группе «Эталон» в проекте реконструкции ЗИЛа). В остальном в части новых улиц стараются использовать местную топонимику: названия ручьев, оврагов, деревень. Если это не работает, используют культурные и исторические факты дореволюционного периода, связанные с местом, стараясь не давать повода для дискуссий. Вопрос наименования улиц воспринимается городскими властями как элемент пиара и позиционирования городской власти относительно истории страны: щекотливая тема, требующая лавирования между политической конъюнктурой и общественным обсуждением. Желание избежать конфликтов и отсутствие консенсуса в обществе насчет значимости и непогрешимости фигур общественных, культурных, политических и научных деятелей оставляет нас с многочисленными «проектируемыми проездами».
Впрочем, для развития новых городских районов выбор названия улиц часто не представляется большой проблемой, считает эксперт. Городские территории и места часто создают смыслы не названиями, а за счет появления сообществ, развития в пустотах городской ткани девелоперских проектов, объектов посещения и «третьих мест», и все они обретают собственные названия, отражающие идею места.
Если рассматривать сами административные процедуры, то инициатором названия улиц в новых кварталах может выступать как застройщик (тогда над разработкой концепции нейминга работает команда девелопера или привлекаются специализированные команды — креативные агентства), так и правительство города. Как поясняют в пресс-службе группы «Эталон», в первом случае застройщик может обратиться к властям с предложением созвать вышеупомянутую межведомственную комиссию по наименованию территориальных единиц, в состав которой входят эксперты в области истории, москвоведения, филологии, лингвистики и градостроительной деятельности, а также представители органов исполнительной власти города.
В ходе заседания застройщик представляет свои предложения по названиям элементов улично-дорожной сети, которые должны соответствовать нормам столичного закона от 08.10.1997 N 40-70 «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы». Комиссия в срок до трех месяцев должна рассмотреть предложение и принять решение. В дальнейшем оно должно получить одобрение городских властей. В случае, если инициатором выступает правительство города, комиссия должна самостоятельно выбрать варианты названий и согласовать их с властями.
«Еще в 2018 году правительство Москвы выпустило постановление, согласно которому новым улицам и проектируемым проездам, которые возникнут в ходе застройки территории бывшей промзоны ЗИЛа вдоль новой набережной Марка Шагала, будут присвоены названия в честь художников-авангардистов. Так на карте жилого квартала Shagal, который группа «Эталон» реализует в южной части территории ЗИЛ, появились улицы Петра Кончаловского, Ильи Чашника, Николая Суетина, бульвар Павла Филонова, бульвар Братьев Весниных и другие «авангардные» топонимы», — вспоминают в «Эталоне».
В то же время в компании считают логичным, если в названиях части пока безымянных элементов будет увековечена память этого места и имена людей, которые создавали славу автозавода ЗИЛ. Одна из ключевых транспортных артерий нового района от набережной Марка Шагала до улицы Мустая Карима уже стала проспектом имени Лихачева — в честь организатора отечественной автомобильной промышленности, который 25 лет руководил автозаводом. А в жилом квартале Shagal летом 2022 года была открыта «Аллея ветеранов ЗИЛа», которая станет частью будущего пешеходного зеленого каркаса. Причем заслуженные работники автозавода сами приняли участие в высадке пятиметровых кленов и установили памятный знак.
«Новая застройка для города — всегда вызов, потому что мы получаем не просто геометрически выверенные прямоугольники на карте, но и пытаемся оценить потенциальный социальный и культурный багаж, который может обогатить Москву, а может и навредить. Девелоперы часто выступают инициаторами присвоения названий новым улицам в своих жилых проектах, при выборе учитывается также мнение жителей. И это, как правило, комплексный подход, от работы с архивами и исследований исторического и географического контекста до фокус-групп по предложенным названиям. Чтобы понять, насколько наши идеи созвучны москвичам, маркетинговую легенду мы тестируем инструментами социологии. Часто город оказывает содействие или участвует в такой работе. Но в любом случае последнее слово всегда остается за городом», — делится опытом коммерческий директор компании Asterus Вера Стефан.
Вера Стефан
коммерческий директор компании Asterus
«Учитываются различные критерии: и историческое наследие, и эмоциональный окрас, чтобы жителям были приятны названия улиц. В проекте жилого района ÁLIA в Покровском-Стрешневе мы отталкивались от ассоциаций, связанных с тем, что в архитектуре называется «гений места». Район возводится на территории, где в советские времена находился Тушинский аэродром и базировался легендарный Национальный аэроклуб России имени Чкалова. Тушино всегда было связано с авиацией, планеризмом и самолетостроением, легендарными летчиками и зрелищными воздушными парадами, где широкой публике показывали последние достижения авиапрома. Первые здания и улицы появились здесь всего несколько лет назад, но район уже обживается новоселами, сюда же в спорткомплекс «Чкалов Арена» ежедневного приезжают почти четыре тысячи человек со всей Москвы, открываются известные рестораны и магазины. Поэтому, когда пришло время назвать улицы, для пяти «проектируемых» проездов мы предложили варианты нейминга, которые делают реверанс в сторону той славной эпохи и ее героев, при этом наполняясь новыми смыслами в контексте нашего времени. Первый этап выбора названий новых улиц проходил на портале «Активный гражданин» в формате открытого голосования, в нем приняли участие порядка 150 тысяч человек. Большинство отдали голоса названиям, связанным с авиационной тематикой. Так, для главного променада района горожане выбрали название Чкаловский бульвар (53% голосов). Большинством голосов определены также названия еще четырех улиц: Виражная, Пилотажная, Спортивной авиации, Небесный бульвар».
Но окончательное утверждение этих названий — прерогатива городских властей, еще раз подчеркивает эксперт. «Власти в своем решении руководствуются и другими критериями: избежание дублирования, учет пожеланий наследников исторических личностей и так далее. В целом правительство Москвы стремится выбирать названия улиц, которые отражают историю, культуру и значимость для города, а также способствуют сохранению и развитию его идентичности. К тому же не стоит забывать, что появление каждой новой московской улицы требует внесения изменений в реестры, карты и систему навигации города», — отмечает Вера Стефан.
Наверное, территориально особая часть поднятой темы — Новая Москва. Для одного из ее ведущих застройщиков наименование улиц, переулков, бульваров и площадей стало естественной частью работы над концепцией и мастер-планом территории. Так было, например, с жилыми районами «Скандинавия» и «Испанские кварталы». «Начинали мы со специалистами нескольких подразделений с кропотливой работы: собирали данные о территории, выстраивали связи между концепцией района, транспортным каркасом, понятной для жителей на интуитивном уровне адресацией домов. И уже на следующем этапе формировали систему наименований», — делится воспоминаниями о недавнем прошлом директор по коммуникациям ГК «А101» Елена Платонова, с которой побеседовал BFM.ru:
— Если говорить о традиции называть городские улицы или площади в честь известных людей, то здесь есть свои минусы. Не все жители конкретного района знают, в честь кого названа улица, а порой и не хотят разобраться, узнать для себя новую информацию. ГК «А101» видит необходимость в просветительской функции. Так, на площади Туве Янссон рядом со скульптурами героев писательницы появились таблички с цитатами из книг Янссон и QR-кодами на лендинг, где можно получить подробную информацию о проекте. Это фактически продолжает старую мировую традицию давать разъяснения «фамильным» улицам: ранее этот вопрос решали с помощью установки памятников или памятных табличек на домах. У нас в компании при работе над «фамильными» улицами учитывают значимость научного или культурного вклада того или иного деятеля — кстати, это самые популярные «направления» в России при наименовании улиц. Обязательно пытаемся найти связи между зарубежными деятелями и Россией. Например, композитор Эдвард Григ дружил с Петром Чайковским, и эта дружба в какой-то степени оказывала влияние на творчество двух гениев. Еще мы стараемся в наименованиях улиц учитывать будущую застройку. например, если мы называем улицу именем великого ученого или исследователя, то на этой улице будет расположена школа.
— А Севильский бульвар тогда с чьим именем должен быть связан? Дона Жуана, который родился в Севилье? Христофора Колумба, который здесь похоронен? Может, Фернандо Магеллана, который именно из Севильи отправился в свою первую кругосветку?
— А вот и нет! Один из бульваров в «Испанских кварталах» получил название Севильский не потому, что там должны раздаваться серенады и звон мечей, а потому, что там компания планировала установить скульптуру быка. Столица Андалусии на протяжении последних нескольких веков была ключевым городом проведения корриды. И в сентябре этого года бык появился на бульваре. Скульпторы при создании его образа опирались на стиль Пикассо. Сам великий художник обожал корриду, и эта страсть неизбежно отразилась в его творчестве: бык в его картинах олицетворял мужское начало.
— Есть еще какие-то принципы, которые лежат в основе вашего выбора названий?
— Варианты всегда проверяются на уникальность: наименование не должно использоваться в Москве. Кроме того, название должно легко и однозначно произноситься, а желательно еще и писаться. Нужно помнить, что им будут пользоваться таксисты, курьеры, наконец, дикторы, которые записывают фонограммы для объявления остановок в автобусе. В любом случае название нужно четко произнести и столь же четко понять.
После того как застройщик определился, предложенные им наименования выносятся на суд жителей района: формат обсуждения — опросы в социальных сетях, встречи с активистами. Шорт-лист из трех-четырех наименований согласовывается с префектурой, отправляется вместе с комплектом необходимых документов в комиссию по наименованию и так далее в соответствии с установленной процедурой.
Понятно, что не все предложенные компанией варианты обязательно побеждают, и это очень хорошо, утверждает Елена Платонова: «Да, концепция жилого района в этом случае недополучает какую-то часть своей целостности. Зато в результате возникает пестрая, но гармоничная мозаика из имен и названий, которая, как мне кажется, расширяет познания и повышает эрудицию жителей». Наконец, иногда это просто забавно, считает эксперт: где еще, как не на улицах жилого района, пересекутся Эдвард Григ и Иван Бунин?
* Есть в распоряжении Business FM