Путин хочет продлить семейную ипотеку и маткапитал до 2030 года

Об этом президент заявил на выступлении с посланием Федеральному собранию. Президент РФ Владимир Путин анонсировал запуск в стране...

Недоступность ипотеки на московской «первичке» повысила популярность рассрочки

За последний месяц застройщики стали на 7% чаще предоставлять возможность поэтапной оплаты. В январе относительно декабря почти на...

Сроки продажи «вторички» в России выросли в 1,5 раза. И это не предел

По экспертным оценкам, за это полугодие сроки реализации вторичного жилья могут увеличиться еще на 15-20%. За последний квартал...

Стройотрасль вышла на стабильный рост – Минстрой

Свой вывод ведомство объяснило сдачей более 110 млн «квадратов» жилья по итогам 2023 года. Российская строительная отрасль по...

Интернет в новостройках: почему нет конкуренции?

После первого материала о том, что провайдеры не идут в новые ЖК, в редакцию Business FM обратились сразу...

Министр строительства: обрушение жилого дома в Астрахани произошло из-за недосмотра

В Астрахани обрушились два подъезда в жилой пятиэтажке. Одна женщина погибла. По предварительным данным следствия, обрушение произошло при...

В Торгово-промышленной палате предложили деприватизировать квартиры малоимущих россиян

Председатель Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков считает, что массовая приватизация жилья...

У Садового кольца появится элитный ЖК с воссозданным храмом

Площадку под проект уже приобрела MR Group. MR Group собирается возвести новый элитный жилой комплекс общей площадью 15,5...

Предпочтения россиян в покупке иностранной недвижимости сместились в Таиланд и на Бали

С начала года активность на таиландском рынке выросла больше чем в три раза, а на индонезийском — более...

На территории «Москвы-Сити» планируют построить еще один жилой небоскреб

Комплекс площадью более 207 тысяч квадратных метров будет состоять из жилой башни и конгресс-центра с гостиницей. Проект получил...

Туристическая инфраструктура, часть II: инвестиционная конкретика — от Дагестана до Пскова

География приложения инвестиционных сил в туристической отрасли — практически вся страна. Вот лишь некоторые варианты из длинного общероссийского...

Пожароопасный вопрос, часть I: торговые центры — от бесстрастной статистики до огня эмоций

Пожары в торговых центрах стали настолько распространенным явлением, что породили в обществе новую фобию и заставили страховщиков изменить...

Города с большим потенциалом и большими проблемами

Недавно представленное исследование Агентства стратегических инициатив позволяет понять: развитие российских городов с высоким научно-техническим потенциалом необходимо перенастраивать, иначе...

Последний день уплаты налогов на имущество физлиц — 1 декабря

Многие заметили, что, например, за квартиру нужно заплатить примерно столько же, как и в прошлом году. При этом...

Покупатели ждут падения цен на жилье. Риелторы тоже

Согласно данным опроса аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.Ru», покупатели недвижимости нынешней весной ждут падения цен на жилье....

Росреестр вступает в год земли

2023 год Росреестр заканчивает на позитиве. В планах ведомства на 2024-й — расширить все действующие программы, разработать новые...

О деньгах в девелоперских карманах

Согласно статистике, девелоперский бизнес по-прежнему приносит наибольшую финансовую отдачу на московском рынке. Однако по части заработков застройщиков даже...

Рынок недвижимости: добросовестных потребителей защищать, а недобросовестных — наказывать

Сфере real estate нужны более четкие и жесткие правила: похоже, именно так решили люди и структуры, в чьей...

Алексей Лейпи, «Домклик»: «Ипотечный рынок уверенно идет вперед»

По его словам, основное внимание россиян по-прежнему сфокусировано на рынке вторичного жилья Алексей Лейпи, исполняющий обязанности директора дивизиона...

В России может появиться единый стандарт тишины

Если вынесенный на рассмотрение Госдумы законопроект будет принят, во всех регионах страны будет установлено одинаковое время тишины и...

Детская образовательная инфраструктура, часть II: школьное здание — от образовательной единицы до прообраза города

Школа, входящая в периметр жилого комплекса, сегодня уже не конкурентное преимущество, а необходимость для проекта практически любого сегмента. Какой видят школу XXI века власти, архитекторы и девелоперы, создающие современные образовательные пространства?

Школа в ж/к «Испанские кварталы». Москва, Сосенское. Фото: пресс-служба ASADOV

В крупных городах школа — одна из обязательных составляющих инфраструктурного меню новых жилых комплексов, без которой внимание покупателей к этому ЖК будет снижено вдвое, если не больше. Да и вообще темпы строительства новых школьных зданий и социально-образовательной инфраструктуры в целом — один из показателей правильного вектора городского развития. Неслучайно Москва, например, отдельным отчетным пунктом гордо заявляет*, что с начала 2023 года выдала уже 30 разрешений на ввод в эксплуатацию образовательных объектов общей площадью 219 тысяч квадратных метров, а в прошлом году за аналогичный период сдали только 18 объектов общей площадью 92 тысячи квадратов.

Конечно, не все эти здания интересны с точки зрения архитектурно-планировочных решений и заслуживают внимания и обсуждения. И количество в данном случае — увы, вовсе не гарантия грядущего перерастания в качество: скажем, случаи школьного строительства на грани допустимого минимума нередки. Хотя не назовешь такими уж редкими и обратные случаи, благодаря которым появляются здания-события, здания-трендсеттеры. А в том, что школа все чаще становится «точкой принятия решения» для семьи, приобретающей квартиру в том или ином ЖК, коммерческий директор компании Regions Development Лилия Арцибашева не сомневается.

Лилия Арцибашева
коммерческий директор компании Regions Development
«В Европе и США наличие поблизости престижной школы часто становится причиной приобретения родителями нового дома и переезда. Например, в Лондоне школы, готовящие к поступлению в лучшие колледжи, берут учеников, проживающих в радиусе до 0,3 мили (примерно 500 метров). Семьи, которые хотят дать детям качественное образование, переезжают в районы, где есть успешные учебные заведения, а цена на недвижимость в таких местах растет. Постепенно этот тренд приходит и в Россию: хорошая школа становится весомым аргументом при выборе жилья. Наши семейные покупатели обращают внимание на возможность получения не только доступного, но и качественного образования в непосредственной близости от дома. Они интересуются уровнем цифровизации школ и детсадов, наличием в них зон для занятий спортом и творчеством, приоритетными направлениями обучения (могу подтвердить, какой серьезный интерес вызывает, например, инновационная школа с IT-полигоном, которую мы строим в нашем проекте «Преображенская площадь»). Девелоперы понимают запросы клиентов и следуют тенденциям, инвестируя в строительство качественных образовательных учреждений. Школы и детсады в наших проектах мы передаем в муниципальную собственность — следовательно, строительство ведется в соответствии с нормами и регламентами департамента образования города. При этом образовательные учреждения проектируются так, чтобы в них было все для гармоничного развития личности, в том числе интересная архитектура, современное оборудование, просторные спортзалы, уютные зоны для отдыха».

В 2022 году в Москве утвердили рекомендуемый дизайн-код объектов образования, включая прилегающие к ним территории, и стандарты инженерной инфраструктуры. Рекомендации затрагивают практически весь объем объектов образования (входные группы, стены, окна, крышу и так далее). В них прописаны способы и формат размещения названий и вывесок, варианты архитектурно-художественного освещения фасадов и используемых материалов, указано, что у территории при школьном здании должен быть яркий и запоминающийся образ и особый психоэмоциональный фон, что пространство должно трансформироваться под новые потребности и быть безопасным для проведения досуга и отдыха детей и молодежи прилегающих жилых кварталов и так далее.

«По оценкам главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, никто не собирается вторгаться в планировку, советовать делать помещения больше или меньше и так далее. «Мы описываем то, с чем имеем дело, — это каталог часто совершаемых ошибок, с которыми, как мы считаем, можно бороться, заранее разъяснив, как рекомендуется делать и как делать не рекомендуется», — отмечает Сергей Кузнецов. Он уверен, что выполнение рекомендаций положительно скажется на сроках согласования проектов и упростит работу специалистов. А еще, возможно, привлечет внимание к соцобъектам более сильных профессионалов, но при этом не повлияет на стоимость проектирования и строительства или выбор поставщиков материалов», — писал BFM.ru в прошлом мае. И приводил мнения архитекторов и девелоперов, которые, надо признать, неоднозначно отреагировали как на содержание советов Москомархитектуры, так и на сам факт их появления.

В этом году Мособлархитектура тоже обнародовала методические рекомендации* по внутреннему обустройству типовых помещений общеобразовательных организаций на территории региона. Документ включает советы по организации пространств, конструктивным и художественным решениям в интерьерах, дизайн-концепции и конкретные рекомендации практического применения, дополненные иллюстрациями, а также примеры экологичных и долговечных отделочных материалов российских производителей. В тексте методички описаны три варианта концепции дизайн-проекта для всех школьных помещений: стиль «Скандинавия», в котором много света, белого и светло-серого цвета и натуральных материалов, стиль «Минимализм» с его пропорциональным сочетанием пастельных оттенков зеленого, желтого, розового, светло-серого, голубого и минимальным применением декора и текстур и стиль Hi-Tech, предполагающий сочетание элементов Hi-Tech и Loft.

Рекомендации применяются при новом строительстве и реконструкции бюджетных объектов образования региона и входят в состав конкурсной документации, однако власти Подмосковья наверняка рассчитывают, что архитекторы и девелоперы коммерческих проектов тоже возьмут их на заметку, может, даже не только в Московской области. Ведь как подчеркивает руководитель UNK Юлий Борисов, детский сад, школа, образовательный комплекс (так называемая «школа ступеней» — объединение под одной крышей детского сада и начальной школы, что позволяет детям быстрее адаптироваться к учебным процессам; примером может служить образовательный комплекс в ЖК Dream Towers. — Прим. ред.) — сегодня это уже не конкурентное преимущество, а необходимость для сегмента бизнес, бизнес-плюс и даже комфорт.

Но, по словам эксперта, это довольно затратный продукт, также сложный в эксплуатации, поэтому девелоперы всеми силами пытаются передать его в руки государства после завершения строительства. До последнего времени государство не было заинтересовано в разнообразии подходов к строительству образовательных учреждений, потому что это тяжело укладывается в нормативы и правила. У нас есть опыт проектирования частных школ: у них своя методология образования и соответствующая ей архитектура, но эти школы нельзя сравнивать с массовым строительством. Большинство школ у нас государственные, как и подходы к обучению в них, а соответственно, и нормы проектирования.

Юлий Борисов
руководитель UNK
«Система образования медленно, но меняется, ковид подтолкнул нас к этим изменениям. Схема, где есть одинаковые классы, в них висят доски и стоят рядами парты, больше не отвечает запросам времени, не способна вырастить человека будущего. Мы готовим детей к разнообразным задачам, которые встретятся им в жизни, и школа должна стать полубезопасной средой (потому что полностью безопасная детям не нужна) и «песочницей» для изучения многополярного мира. На смену одинаковым аудиториям приходят классы разных размеров с возможностью трансформировать образовательную среду. Естественный свет, продуманная планировка, способствующая общению и коммуникации, места для отдыха, а не пустые широкие коридоры. Учиться ведь можно и в рекреациях, и на улице в хорошую погоду. Важно, чтобы дети росли креативными, а не послушными винтиками, и здесь школа может дать все инструменты. Раньше на ее территории был плац для линеек и спортивное ядро, сегодня конфигурация становится более сложной, пространства комбинируются для разных возрастов, детям полезно находиться в разновозрастной среде. Фасады школы — лишь обертка и индикатор того, что происходит внутри».

Во всем мире школа — это, скорее, культурно-образовательный центр, который работает не только в дневное время и не только для школьников, напоминает Юлий Борисов. Вечером туда приходят и взрослые, которые могут там получать новые современные профессии или заниматься спортом, и окончившие ее ученики, чтобы получить дополнительные навыки, работают курсы повышения квалификации. Там проходят курсы для взрослых и детей всех возрастов.

Территория школы должна работать, не замирая ни на день. «В этом случае все инвестиции в образовательное заведение окупаются, а если каждый метр школы будет отрабатывать вложенные в него средства, то и современных школ, построенных по передовым технологиям, станет больше», — уверен Юлий Борисов.

В 2023 году победителем Архитектурной премии Москвы в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение школы» стало бюро ASADOV и его проект физтех-школы, разработанный для жилого района ALIA на северо-западе столицы. Беседа с Андреем Асадовым, руководителем архбюро ASADOV, убеждает, что многие идеи Юлия Борисова он разделяет, и современные архитекторы, создающие концептуальную образовательную среду, в своих размышлениях выходят далеко за рамки, собственно, архитектуры:

— Мы занимаемся образовательными проектами уже не первый год, наработали некоторую коллекцию. Нам удалось сформулировать ряд принципов современного образовательного пространства, которые гарантированно вписываются в очень строгий, ограниченный бюджет и при этом создают полноценное развивающее пространство, новую точку притяжения не только для детей, но и для жителей всех прилегающих районов. И здесь мы полностью разделяем концепцию, что школа — это не просто образовательное учреждение, это центр социума.

— Каким образом это реализуется в ваших проектах?

— Первое, на наш взгляд: у школы должен быть яркий, жизнеутверждающий облик, в целом нестандартный внешний вид, интересная, желательно не совсем прямоугольная геометрия планировки. Важно наличие необычных и при этом гибких, трансформируемых пространств, важны интересные и долговечные материалы отделки как снаружи, так и внутри, и еще целый ряд подходов и приемов, которые все вместе формируют необычное, нестандартное пространство. Пространство, изготовленное для того, чтобы дети в нем развивались, скажу даже так: провоцирующее детей на развитие. Еще у нас, у меня лично, есть понимание, что школа — это прообраз города. Чему главному в школе могут научиться дети? Это же совсем не набор знаний, которые можно гораздо проще и быстрее получить в интернете в нынешнюю эпоху, а навык социального общения и взаимодействия — и друг с другом, и со старшими, и с учителями. Значит, чем школа, ее физические пространства, объединяющие детей, принципиально круче онлайн-обучения? Тем, что это тренажер по социализации. Поэтому чем больше в школе пространств для неформального общения, тем это полезнее и важнее для учеников в плане их саморазвития и социальной адаптации. Получается игровая модель настоящего города, поскольку чем мы все, жители города, занимаемся — так это учимся общаться, взаимодействовать (желательно, бесконфликтно), запускать совместные проекты и инициативы, договариваться. В школьном пространстве очень важно это смоделировать.

— То есть вы и в саму архитектурную структуру школы закладываете принципы градоустройства?

— Конечно! Из чего традиционно состоит город? В нем есть центральная городская площадь — в школе это атриум с амфитеатром. У нас есть и проекты небольшого масштаба, на 200-300 учеников, и более крупные, на более чем две тысячи учащихся, и в каждом мы стараемся смоделировать образ города, в котором есть атриум с амфитеатром (причем в любом масштабе), классы — как жилые кварталы, коридоры — как улицы, спортивный и актовый зал — спортивный и культурный городской центр. Задача архитекторов — срежиссировать это пространство, чтобы оно, во-первых, было максимально удобным и логичным, во-вторых, воодушевляло учеников геометрией, видовыми решениями и характеристиками, и третье, самое главное, чтобы было как можно больше возможностей для взаимодействия, чтобы пространство провоцировало детей на общение друг с другом, на получение новых впечатлений.

«Архитектура — это такая вещь… Вот как ты сформируешь пространство, какой сценарий задашь, так люди и начнут действовать, причем сами того не ведая. На энергетическом, молекулярном уровне с помощью пространства можно по факту управлять человеческим сознанием. И тут, конечно, очень большая ответственность архитекторов как демиургов — создателей этих пространств», — утверждает Андрей Асадов.

*Есть в распоряжении Business FM

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest